БЛИЖНЯЯ КОПЕЙКА ДОРОЖЕ ДАЛЬНЕГО РУБЛЯ

20 января 2005 года

Статья подготовлена на основе результатов исследования текущей ситуации на розничном рынке г. Новосибирска. Особое внимание при проведении мониторинга было уделено активно развивающимся розничным сетям, которые обеспечивают население товарами преимущественно семейного потребления: продуктами питания и товарами для дома. В данной статье будет рассмотрен сегмент продуктовой розницы.

Исследование проводилось в июле–августе 2004 года методом телефонного опроса, в котором участвовали постоянные жители г. Новосибирска, принимающие решение о крупных и повседневных семейных покупках. Общее количество интервью – 398.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ

По оценкам наблюдателей, 2002 год стал переломным для сибирского, и в частности новосибирского, розничного рынка. Данный рынок продолжал активно развиваться, чему способствовало как привлечение в магазины широких слоев населения, так и поиск новых форм работы с покупателями. Специалисты считают, что в дальнейшем эти тенденции будут усиливаться. При этом существует мнение, что практически все торговые сети города замедлили темпы своего развития. Это связано с тем, что время первоначального «захвата» рынка и массового открытия магазинов сменилось периодом определения розничными операторами своего места на рынке.

Несмотря на давние слухи об интервенции крупных московских и международных операторов на новосибирский рынок, пока эти планы остаются в ближайшей перспективе. В настоящее время среди розничных продуктовых сетей города заметно присутствие только местных компаний.

Крупнейшим игроком на новосибирском рынке являетсяООО «Холидей Трейд» (группа компаний «Лэнд») – владелец 12 продовольственных супермаркетов «Холидей Классик». Сеть начала развиваться в 1999 году. Данные предприятия розничной торговли можно отнести к формату «супермаркет в своем квартале». Этой же сети принадлежат гипермаркеты, расположенные за пределами Новосибирска: «Алтай» (г. Барнаул) и «Томь» (г. Томск).

Другой крупный участник рынка – торговый холдинг «Сибирский гигант» – в 2000 году открыл два магазина «Гигант», работающих в формате cash & carry. Стоит отметить, что данный формат развивается в Новосибирске с 1996 года. Кроме того, компания является владельцем двух универсамов и гипермаркета «Мегас» – первого в городе торгового центра такого формата.

С 1998 года начало развитие своей розничной торговой сети ООО «ТД «Сибириада». Одноименные магазины, работающие в формате cash & carry, расположены в Новосибирске и Бердске. Компания также владеет супермаркетами «Эконом», работающими в формате «супермаркет в своем квартале». В общей сложности сети принадлежит 14 магазинов.

В городе функционируют 9 продовольственных супермаркетов «Квартал», принадлежащих ООО «ТД «Кожемякин и К» и также представляющих собой «супермаркеты в своем квартале». Данная сеть активно развивается в городе с 2003 года. Кроме того, компания владеет сетью продуктовых прилавочных магазинов «Копилка» и сетью прилавочных магазинов и отделов в несетевых магазинах «Крепость», специализирующихся на продаже алкогольной продукции.

Значительное место на новосибирском рынке занимает ООО «Навигатор-Н», владелец сети «Быстроном», в которую входят 4 магазина, работающих в формате cash & carry. Предприятия этой сети представлены также в Томске и Бийске.

С 1998 года развивается розничная сеть «Солнечные продукты», принадлежащая ООО «Континент». В сеть входят 3 супермаркета, изначально ориентированные на средний ценовой сегмент, но в последнее время приближающиеся по уровню цен к эконом-классу. Формат этих магазинов также приближен к «супермаркету в своем квартале», однако количество товарных позиций в них выше, чем в большинстве подобных предприятий.

Кроме того, стоит упомянуть еще две торговые сети, представленные в городе: «Столичный» (ООО «Русская сеть магазинов», связанное с дистрибьютором алкогольной продукции ООО «Сенсация») и «Столица Сибири» (ООО «ТД «ВИНАП»). Однако они специализируются только на алкогольной продукции и представляют собой сеть мелких прилавочных магазинов и отделов в продуктовых магазинах.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этапе подготовки массированного прихода московских и международных розничных сетей в Новосибирск, ситуацию в сегменте продуктового сетевого ритейла можно оценить следующим образом. Развитие структуры новосибирской розницы привело к изменению покупательских установок в основной массе населения в сторону цивилизованной торговли вообще, и супермаркетов в частности. В основном эти тенденции наблюдаются у наиболее активного и платежеспособного населения.

В настоящее время территориальная мобильность населения при покупке продуктов питания невысока. Однако, поскольку формат гипермаркетов, предлагающих широкий ассортимент как продовольственных, так и промышленных товаров, фактически не представлен, то возможности для повышения мобильности населения существуют. Опыт других городов демонстрирует, что покупатели готовы изменить своим привычкам и преодолевать большие расстояния, так как подобный формат торговли подразумевает большее удобство.

В настоящее время в Новосибирске наиболее активно развивающимся является формат экономичных «супермаркетов в своем квартале», представленный местными операторами – сетями «Холидей Классик», «Квартал». Основная стратегия расширения сетей заключается в увеличении численности магазинов путем реорганизации небольших прилавочных торговых предприятий, в том числе муниципальных.

По уровню посещаемости и лояльности ключевые операторы формата cash & carry и небольшие локальные супермаркеты занимают близкие позиции.

Формат продовольственных супермаркетов, стоящих выше магазинов эконом-класса, слабо развит в Новосибирске и фактически не представлен у сетевых операторов, что также может стать ресурсом развития как существующих сетей, так и новых игроков, появляющихся на новосибирском рынке.